Знакомство с чувашской вышивкой и национальными орнаментами

Вышивка — национальная гордость чувашского народа. Специалисты народного промысла отмечают богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково.

В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах предстали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.

Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Древние смысловые значения узоров были связаны также с культовым характером вышивки. Орнамент и мифология в ранний период развития человечества были тесно взаимосвязаны: орнамент исходил из сюжетов мифологии, орнаментальные мотивы «иллюстрировали» мифологическое представления, обряды и религиозные воззрения.

В XVIII–XIX веках вышивка была не только украшением — она исполняла роль оберега. Ею украшали наиболее «опасные» открытые места в костюме: ворот и горловину, концы рукавов и подол рубахи. Также обильно орнаментировали грудную и спинную части, так как нужно было оберегать жизненно важные органы человека.

В то же время вышивка служила половозрастным отличительным признаком. Девичий и женский костюмы отличались не только по набору украшений и головных уборов, но и орнаментом.

Музейные собрания хранят орнаментированные вышивкой коллекции чувашской одежды и головных уборов. Так, в фондах Алатырского краеведческого музея имеется женский национальный костюм XIX века, тухья – девичий головной убор XIX века и сурпан – женская головная повязка 1910-1930 гг. Данные экспонаты были подарены музею жителями с. Старые Айбеси и с. Первомайское Алатырского района.

Тухья
Женский национальный костюм
Сурпан

Добавить комментарий